Журнал "ВЛАСТЬ ДЕНЕГ" | Октябрь 2008, (№199)
Как свежи были розы…
Текст: Ольга Шикалова
В фильмах немого кино, в том числе и у знаменитого Чаплина, все героини-цветочницы
почему-то слепые. Но дабы цветочная композиция действительно радовала, сегодня
и флористам, и их клиентам нужен глаз да глаз.
Около года назад для нью-йоркских флористов наступили черные дни: одна из местных
невест потребовала с местной фито-студии через суд $400 тыс. в качестве компенсации.
По словам потерпевшей, в 22 заказанных ею композициях на сумму $27 тыс. вместо
гортензий пастельного розового и зеленого цветов оказались темно-рыжие и темно-зеленые.
Украине подобные скандалы пока не грозят, однако повышение спроса на услуги
флористов приводит не только к расширению аудитории цветоманов, но и к росту
их запросов. «ВД» решила узнать, что, где и почем предлагают сегодня отечественные
флористы любителям украшать свою жизнь цветами.
Макароны не по-флотски
«Еще в прошлом году приличный букет можно было приобрести в цветочных магазинах
за 250 грн., — говорит Алла Лисицкая, хозяйка студии цветов «Тюльпания» (Киев).
— Сегодня стоимость такого букета составляет около 400 грн., по-скольку цены
на товар и услуги флористов выросли за год на 30%. Тем не менее продажи удвоились:
спрос увеличивается за счет роста культуры потребления цветов. Кроме того, покупатели
начали понимать разницу между букетами салонными и базарными». Кстати, разница
между «тетей с букетом» и флористом не только в наличии у последнего специального
диплома, но и в природном художественном чутье. Поэтому в цветочные салоны,
говорили нам опрошенные специалисты, сегодня предпочитают брать продавцов с
креативными способностями.
Мнения экспертов о сезонности разделились. Одни считают, что цветы необходимы
не только в торжественные или печальные дни, но и просто как знаки внимания
и благодарности, поэтому актуальны круглый год. Другие же отмечают всплески
продаж в зависимости от праздничной или деловой активности. «Например, на 8
Марта и День святого Валентина, — подчеркивает г-жа Лисицкая, — после которых
начинается сезон флористического оформления корпоративов и свадеб, продолжающийся
до первых холодов. Ну а с сентября оживляется деловая жизнь, и растут заказы
на деловые букеты. Как правило, это работы трех категорий: для штатных сотрудников
(до 200 грн.), деловых партнеров и топ-менеджмента (250-400 грн.), а также для
VIP-клиентов (500-1000 грн.)».
За букет с услугой профессио-нального флориста придется выложить на 5-30% больше
в зависимости от стоимости букета. Кстати, накануне праздников цены и на товар,
и на услуги безжалостно растут. Поэтому специалисты советуют заказывать букеты,
а также оформление офиса, гостиницы или квартиры за две недели или даже за месяц.
«Когда люди звонят в самый последний момент, компании вынуждены поднимать цены
не менее чем на 25%, — рассказывает Евгения Ковалесенко, руководитель отдела
флористики компании «Маджента» (Киев). — Ведь срочный заказ — это срочная доставка
цветов от производителя, перевозка, оказание услуг флористов и курьеров во вторую,
третью смену и пр.».
К новинкам, по мнению экспертов, потребители относятся пока еще настороженно.
«В основном останавливаются на том, что уже видели когда-то, — говорит Евгения.
— Если в прошлом году понравилась арка из живых цветов, то в этом году — заказывают
ее же. Есть страх перед новизной, переживания — мол, на эскизе это выглядит
вот так, а в жизни будет совсем по-другому».
Тем не менее западные новшества неплохо приживаются и у нас. По словам Аллы
Лисицкой, Европа уходит от пластиковой фурнитуры (бусинок, сеточек), делая максимальный
акцент на натуральных материалах (стоимость одного листа упаковки — от 20 грн.),
и это начинает нравиться украинцам: «На смену яркой вычурной упаковке пришла
обертка из тонкого крафта (похож на всем извест-ную коричневую упаковочную бумагу),
мешковины, льна, сетки из лианы, листов натурального пчелиного воска. «Классика»
или букеты в стиле кантри хорошо смотрятся в кружевах».
А Татьяна Мазыленко, флорист студии цветов «Тюльпания» (Киев), отметила, что
за последний год «творители букетов» также стали чаще применять «все, что под
рукой»: от строительных материалов до таких продуктов питания, как макароны.
«В нашем деле подходит все, что можно хоть как-то с чем-то скрепить, скрутить
или склеить — сено, стружка, какие-то деревянные коряжки, металлические пластинки,
гвоздики, шурупчики, — рассказывает она. — Не боятся экспериментировать даже
невесты, которые обычно предпочитают классику безо всяких излишеств.
В нынешнем сезоне некоторые из них выбирали авангардные решения, удивляя самих
флористов. К примеру, «букет» из одной орхидеи, прикрепленной на металлический
каркас с торчащими длинными палочками и гвоздиками».
Становится модным украшать букеты и цветочные композиции ветками ягод (шиповник,
ежевика) и плодовыми декоративными растениями (райские яблочки, болгарский перец).
На ура идет декоративная цветная капуста со светло-зеленой или сиреневой сердцевиной,
которая хорошо смотрится как отдельно в букете, так и в сочетании с другими
цветами.
«Чаще сегодня стали использовать и простой цветок, травы-муравы, как мы их
называем, — добавляет Ирина Белоброва, владелица и художественный руководитель
творческой студии цветочного дизайна Floris (Харьков). — Это ахилея (тысячелистник)
желтого и красного цветов, травы с колосками, коробочки мака и лотоса и пр.
А недавно ко дню рождения дамы у нас заказывали осеннюю композицию с кукурузой,
тыквочками и каштанами. Покупателям нравятся подснежники на 1 января или тюльпаны
в холодное время года — поскольку удивить цветком сегодня стало сложно, они
предпочитают его неожиданную подачу».
Практически все цветы сегодня приезжают к нам из Голландии и Эквадора, хотя
есть «срез» и отечественного производства. Правда, по мнению экспертов, нашему
ассортименту далеко до заграничного не только по красоте, но и по качеству:
«заграница» простоит в вазе не три дня, а полторы-две недели.
Из холодильника — на бал
Как уверяли нас специалисты, продажи через интернет и по телефону сегодня растут
в несколько раз быстрее, чем напрямую через цветочные салоны. Что, с одной стороны
— свидетельство доверия к услуге, с другой — источник повышенной опасности для
клиентов. «Сегодня интернет кишит фирмами, предлагающими доставку всего на свете
— от стиральных машин и автомобилей до сувениров, конфет и цветов, — комментирует
Ирина Белоброва. — Обычно это происходит по схеме «побежали на базар, купили
красные розы, привезли и поздравили». Поэтому, если вы заказываете букет через
интернет, лучше всего делайте это в компаниях, специализирующихся на цветочном
бизнесе и флористике». «Заказы онлайн более популярны для букетов, доступных
для просмотра в фотогалереях на сайтах компаний, — поделилась с «ВД» Евгения
Ковалесенко. — Оформление корпоратива или свадьбы покупать через интернет потребители
не рискуют: боятся заказывать то, чего не видят. Предпочитают приехать, познакомиться,
перелистать и пересмотреть все каталоги, обсудить все до мелочей. Конечно, бывает,
что приходит партия цветов, отличающихся по оттенку от тех, которые мы, соответственно,
и наши заказчики, ожидали, но в таких случаях стараемся сразу же перезвонить
и предупредить клиентов».
Главные жалобы — на «дохлый» товар, как называют несвежие цветы сами флористы.
Поэтому при выборе фирмы эксперты советуют обращать внимание на наличие у нее
специальных холодильников. В определенных температурных условиях, уверяли нас,
цветы могут храниться до нескольких месяцев. Однако в этом, мол, нет необходимости:
как правило, основная масса товара обновляется каждые три-четыре дня. Спрос
таков, что крупные и средние цветочные салоны с большим оборотом продаж закупают
сегодня «срез» два раза в неделю.
Увы, иногда и в таких фирмах преподносят сюрпризы. Киевлянка Василиса, вышедшая
недавно замуж, поведала «ВД» такую историю: «Фирму, специализирующуюся на свадебной
флористике, нам порекомендовали в ресторане, где был заказан стол для гостей.
Ресторан солидный, его партнеры, видимо, тоже, мы даже не стали рассматривать
возможность поиска другой подобной компании. В результате половина цветов из
свадебного букета выпала, как только я вышла на улицу, цветы завяли очень быстро,
настенное панно с лепестками роз оказалось далеко не таким красивым, как на
фотографии, а на столах для гостей я не досчиталась нескольких цветочных композиций…
Деньги за все это «удовольствие» мы заплатили немалые. Но разбираться было некогда,
да и не хотелось — все-таки свадьба».
Цветы, срок годности которых на исходе, выбрасывают или зачастую используют
в похоронных композициях (на похоронах, мол, не до качества венков), уверяли
нас опрошенные специалисты. Если же возникают какие-то со-мнения на этапе заказа,
его выполнение лучше проконтролировать лично. «Если клиент переживает, — считает
Алла Лисицкая, — он вправе лично участвовать в процессе — подъехать к флористу,
поговорить — и букет сделают прямо у него на глазах. Он увидит, в каком состоянии
цветы, содержатся ли в специальном холодильнике, не подвязаны ли на спичку».
Приемов, продлевающих на пару часов жизнь умирающим цветам или букетам, известно
немало. «Если «рубашка» у розы поднята — это первый показатель того, что она
свежая. Если оборвана, значит, она была плохая, и цветок не свежий. У свежих
роз не побиты листья, цветок у основания имеет твердый бутон», — рассказывает
Татьяна Мазыленко. Широко известен метод «посадки» подвявшего стебля на проволоку,
замаскированную лентой. С помощью клея, проволоки и маскировочных веточек и
листьев скрепляют в букете и вовсе поломанные стебли, предварительно поместив
увядшие бутоны в водяную «баню» под полиэтилен. Недолгое питание неликвида обеспечивается
губкой, опять же умело спрятанной в недрах композиции.
«В любом случае потребители всегда имеют 100%-е право вернуть непонравившийся
товар и потребовать назад деньги с компенсацией за моральный ущерб, — считает
Алла Лисицкая, — даже если оттенок цветов в букете вдруг оказался не тот». Информация
на одном из сайтов в интернете на этот предмет гласит: «Если покупатель окажется
недоволен качеством цветов, мы вышлем еще один букет за свой счет». Опция, однако,
сомнительная, если предположить, что второй букет окажется такого же качества…
МНЕНИЕ. ВИКА БУЦ . Флорист-дизайнер цветочной мастерской Ameli (Киев)
— О росте спроса на услуги флористов говорит появление цветочных магазинов
практически в каждом микрорайоне столицы. А вот качество наполнения букета или
композиции во многом зависит от совести флориста: если он хочет иметь постоянных
клиентов, то не будет использовать гнилые или увядающие цветы. Заказчику же,
попавшему в салон впервые и имеющему в запасе немного времени, советую присутствовать
при составлении букета. Тогда он сможет рассчитывать на использование качественного
и свежего цветка. При заказе по телефону лучше всего обращаться к проверенному
и надежному поставщику: он не подведет ни с цветами, ни с оформлением.
МНЕНИЕ. ЕВГЕНИЯ ФУРМАН . Главный дизайнер фитодизайн-студии «Музыка цветов»
(Киев)
— В нынешнем сезоне все так же популярны поздравительные букеты, корзины и
композиции. Несмотря на то, что 2008 г. — високосный, он считается лучшим годом
для свадеб. В связи с этим на 50% увеличился спрос на букеты для невест и свадебные
оформления. Поскольку прекрасные и радостные события в нашей жизни происходят
фактически ежедневно, цветы нельзя назвать сезонным товаром. Хотя их продажи
в праздники (особенно на 8 Марта и День святого Валентина) более активны и вырастают
на 100%. С появлением новых камней, бус и «волоса Венеры» более разнообразным
стал декор, что касается букетов — в моде по-прежнему классический стиль и эксклюзивные
авторские решения. При выборе цветочной компании заказчики прежде всего обращают
внимание на список ее постоянных клиентов.
.
Источник: http://www.vd.net.ua/rubrics-6/13064